Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. 

            Если вашей организации вручено решение о проведении выездной налоговой проверки, помните – фактически проверка вашей организации налоговиками началась задолго до этой даты. Это называется – предпроверочный анализ.

 

Общие подходы к отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок сформулированы в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее по тексту – Концепция). Согласно Концепции, отбор налогоплательщиков для проведения выездной проверки осуществляется по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Отбор основан на анализе информации, полученной налоговыми органами из различных источников, в том числе внешних, и определении «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

 Алгоритм отбора включает несколько этапов, первым из которых является анализ финансово-экономических показателей деятельности организации, в том числе:

- сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики для выявления организаций с уменьшающимися налоговыми платежами;

- сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики для контроля за полнотой уплаты налогов;

- анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности для выявления значительных отклонений от предыдущих периодов или аналогичных организаций, а также для выявления противоречий между сведениями в представленных документах и информацией, которой располагает налоговый орган;

- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Приведенные в Концепции общедоступные критерии самостоятельной оценки риска проведения выездной налоговой проверки имеют следующие значения:

Критерий

Значение

1. налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня

 Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@

2. отражение убытков на протяжении нескольких налоговых периодов

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет

3. отражение значительных сумм налоговых вычетов за определенный период

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев

4. опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов

 

По налогу на прибыль организаций: несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности

5. выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня

 

Сопоставление статистических показателей среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ и данных налоговой отчетности.

Кроме того, учитывается также информация, поступающая в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иная аналогичная информация

6. неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы

В части специальных налоговых режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД) принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года)

 

7. отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год

По НДФЛ: доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях, в общей сумме их доходов превышает 83 %

 

8. построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

.

 

9. непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

 

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п.3 ст. 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп.4 п.1 ст.31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Необеспечение в нарушение пп.8 п.1 ст. 23 НК РФ, п.1 ст.17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"[1] (с учетом изменений и дополнений) сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча и пр.)

10. неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами)

 

Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации

11. значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

 

Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

В части налога на прибыль организаций: отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более

12. ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

 

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков"

В Концепции подчеркнуто, что налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

Более детально перечень аналитических мероприятий по выявлению налогоплательщиков с высокой степенью риска налоговых правонарушений описан в письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 "О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы" (далее по тексту – Письмо). Особо следует обратить внимание, что алгоритм отбора налогоплательщиков включает не только анализ уровня налоговой нагрузки и показателей отчетности налогоплательщика, но и анализ движения по счетам, сбор информации о контрагентах налогоплательщика и т.д.

Заметим, что именно сделки с проблемными контрагентами и, соответственно, получение необоснованной налоговой выгоды, в последнее время являются главным основанием для доначисления НДС.

Согласно Концепции, при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Признаки проблемных контрагентов приведены также в приложении № 9 к Письму, а именно: минимальная численность, минимальные суммы начислений в бюджет, отсутствие материально-технической базы, массовый учредитель, руководитель, адрес массовой регистрации, несоответствие вида деятельности поставляемой продукции, иные признаки недобросовестности.

Для проверки контрагентов на сайте ФНС РФ (www.nalog.ru) есть электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и своего контрагента» (http://egrul.nalog.ru), который позволяет, в том числе, получить информацию об организациях, не представляющих налоговую отчетность более года, сведения о массовых адресах, сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП).

            Для получения информации о налогоплательщиках налоговые органы используют различные источники информации. Так, согласно Письму, анализ налогоплательщиков проводится на основании:

- информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС "Налог-2", ПИК "НДС", СОУН, ПК "ВАИ", ИР "Риски" и т.д.);

- информации, полученной в рамках ст.93.1 НК РФ;

- информации, содержащейся в СМИ и сети Интернет;

- сведений, полученных от кредитных организаций, правоохранительных органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, Банка России и др.;

- жалоб, заявлений юридических и физических лиц;

- информации, полученной от сотрудников, акционеров (участников) организаций;

- информации, полученной из иных источников.

Перечень источников информации, а также комментарии по порядку проведения налоговых проверок также содержатся в письмах ФНС России:

- от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками";

- от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок".

 

Особенности проведения выездной налоговой проверки[2].

 

             Налоговые органы выходят на выездную налоговую проверку, обладая уже существенным объемом информации о налогоплательщике и его финансово-хозяйственной деятельности, а зачастую – и списком проблемных контрагентов налогоплательщика. Поэтому главное, что следует контролировать в ходе выездной проверки – соблюдение процедуры, не в последнюю очередь - чтобы избежать дополнительной ответственности за налоговые правонарушения.

            В ходе выездной проверки важно помнить, что:

            - местом проведения проверки может быть как территория налогоплательщика, так и место нахождения налоговой инспекции (п.1 ст.89 НК РФ);

- срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до даты составления справки о проведенной проверке (п.8 ст.89 НК РФ);

            - продолжительность проведения проверки составляет не более 2 месяцев, однако срок может быть увеличен до 4 и (или) 6 месяцев (п.6 ст.89 НК РФ);

            - общий срок приостановления проверки не может превышать 6 месяцев (п.9 ст.89 НК РФ);

            Основания для продления срока проведения проверки до 4-6 месяцев установлены в п.4 приложения 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки», а именно:

1) налогоплательщик отнесен к категории крупнейших;

2) получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

четыре и более обособленных подразделений - до четырех месяцев;

менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 % от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 % от общей стоимости имущества организации;

десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки;

6) иные обстоятельства. В данном случае необходимость и сроки продления проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Проверка может быть приостановлена для (п.9 ст.89 НК РФ):

1) истребования документов (информации) в соответствии с п.1 ст. 93.1  НК РФ, при этом приостановление проверки допускается не более 1 раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

            Кроме собственно истребования и анализа документов в ходе проверки налоговые органы наиболее часто пользуются следующими представленными им правами:

            - опрашивать свидетелей, при этом в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значения для предмета проверки (п.1 ст.90 НК РФ); за неявку свидетеля или уклонение от явки без уважительных причин предусмотрен штраф в размере 1000 руб., а за отказ от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влечет ответственность в размере 3000 руб. (ст.128 НК РФ);

            - получить доступ на территорию или в помещения налогоплательщика, производить осмотр территорий или помещений, используемых для предпринимательской деятельности (ст.91 и ст.92 НК РФ); за воспрепятствование законной деятельности лица, проводящего проверку предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от 2000 до 4000 рублей, для юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей (п.1 ст.19.4.1 Кодекса об административных нарушениях РФ, далее по тексту – КоАП РФ), за отказ в доступе должностных лиц налогового органа к осмотру территорий или помещений, используемых налогоплательщиком для получения дохода, предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере 10000 руб (ст.19.7.6 КоАП РФ);

   - производить выемку документов в случае, если у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (ст.94 НК РФ);

            - назначать экспертизы в случае, если ля разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (ст.95 НК РФ).

Выездные проверки в большинстве случаев осуществляются с участием сотрудников МВД в соответствии с Инструкцией о  порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (приложение № 1 к Приказу МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений", далее по тексту – Приказ 495). Основаниями для привлечения сотрудников МВД являются (п.8 Приказа 495):

- наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

- назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п.2 ст.36 НК РФ;

- необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

- необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

Практика показывает, что наибольшая проблема организационного характера в ходе выездной проверки возникает у налогоплательщиков в связи с представлением истребуемых документов. Истребуемые в ходе проверки документы предоставляются налоговому органу в виде заверенных копий (п.2 ст.93 НК РФ) в течение 10 дней с даты получения соответствующего требования (п.3 ст.93 НК РФ). Если документы составлены в электронной форме, их можно направить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п.2 с.93 НК РФ). Если документы не могут быть представлены в установленный срок, налогоплательщик вправе письменно уведомить налоговый орган о невозможности представить документы в установленный срок и указать сроки, в течение которых документы могут быть представлены (п.3 ст.93 НК РФ). Заявление должно быть направлено в течение дня, следующего за днем получения требования (п.3 ст.93 НК РФ). Налоговый орган на основании этого уведомления вправе продлить срок представления документов, о чем выносится отдельное решение (п.3 ст.93 НК РФ).

Поскольку выездные проверки, как правило, касаются организаций со значительным документооборотом, подготовка документов для проверки фактически парализует работу бухгалтерии недели на три и часто требует дополнительных затрат.

Ниже проанализированы ответы контролирующих органов на наиболее часто встречающиеся вопросы, касающиеся представления документов ходе проверки:

1. при представлении заверенных копий документов следует иметь в виду, что заверению подлежит каждый лист документа, а не подшивка (пачка) документов, исключение составляют многостраничные документы: может быть заверен как отдельный лист, так и документ в целом.

НК РФ не содержит нормы, устанавливающей порядок заверения документов. В письме ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ «О налоговых проверках» указано, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (подпункты 29 и 30 пункта 2.1 Государственного стандарта Российской Федерации "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (ГОСТ Р 51141-98), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28). По мнению ФНС РФ, могут быть поддержаны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов как заверение каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом. При этом, в случае заверения копии документа в целом необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т.д.).

Кроме того, при прошивке многостраничного документа необходимо:

- обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д. и т.п.;

- исключить возможность механического разрушения (расшития) пачки при изучении копии документа;

- обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);

- осуществить последовательную нумерацию всех листов в пачке и при заверении указать общее количество листов в пачке.

Минфин России в письме от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142 обращает внимание, что в соответствии с подпунктами 23 и 25 пункта 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст, копией документа является экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.

Согласно пункту 3.26 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 03.03.2003 № 65-ст, при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляются: заверительная надпись: "Верно", должность лица, заверившего копию; личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия); дата заверения.

Напомним, что за несвоевременное представление документов или иных сведений, необходимых для осуществления мероприятий налогового контроля, п.1 ст.126 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб.за каждый непредставленный документ.

2. даже если дата представления затребованных налоговым органом документов приходится на период приостановки проверки, документы должны быть представлены в установленный законом срок.

На период действия срока приостановления проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов (п.9 ст.89 НК), однако приостановление проверки не ведет к перерыву срока исполнения требований о представлении документов. Согласно позиции ВАС РФ, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены налоговым органом до момента приостановления проверки, в указанный срок (п.26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

            При подведении результатов проверки важно помнить, что:

            - акт налоговой проверки должен быть составлен в течение 2 месяцев с даты составления справки о проведении проверки (п.1 ст.100 НК РФ);

            - акт проверки в течение 5 дней должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (п.5 ст.100 НК РФ);

            - возражения по акту налоговой проверки должны быть представлены в течение 1 месяца в даты получения акта проверки (п.6 ст.100 НК РФ);

- по результатам рассмотрения может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок не более 1 месяца (п.6 ст.101 НК РФ);

            - акт налоговой проверки, письменные возражения, материалы дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть рассмотрены и решение по ним принято в течение 10 дней с даты истечения срока, отведенного на представление возражений, срок может быть продлен не более чем на 1 месяц (п.1 ст.101 НК РФ), при этом не предусмотрено предоставление дополнительного времени для представления возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.

            Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было принято, в течение 5 дней с даты его вынесения (п.9 ст.101 НК РФ). Решение вступает в силу с даты вручения лицу, в отношении которого оно принято, за исключением случая подачи апелляционной жалобы (п.9 ст.101 НК РФ).

 

 Обжалование решений налоговой инспекции.

 

            НК РФ предусматривает обязательное досудебное рассмотрение решений налоговых органов (п.2 ст.138 НК РФ).

            НК РФ разделяет понятия «жалоба» и «апелляционная жалоба»:

- жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа, действий или бездействий должностных лиц (п.1 ст.138 НК РФ);

- апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступивших в силу решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.1 ст.138 НК РФ).

Апелляционная жалоба на решение налогового органа должна быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п.2 ст.139.1 НК РФ). Жалоба на вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

И жалоба, и апелляционная жалоба подаются в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, вынесший соответствующее решение (п.1 ст.139 НК РФ, п.1 ст.139.1 НК РФ). Жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме (п.1 ст.139.2 НК РФ), должна быть подписана подавшим ее лицом или его представителем[3] и в обязательном порядке содержать следующие сведения (п.2 ст.139.2 НК РФ):

- фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

- обжалуемые акт налогового;

- наименование налогового органа, акт которого обжалуется;

- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

- требования лица, подающего жалобу.

Жалоба (апелляционная жалоба) может быть оставлена без рассмотрения полностью или частично (п.1 ст.139.3), если:

- жалоба (апелляционная жалоба) не подписана или отсутствуют документы, подтверждающие полномочия подписавшего ее представителя;

- жалоба подана после истечения срока подачи жалобы (т.е после истечения года с даты принятия решения) и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано[4];

- до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) направило заявление об отзыве жалобы полностью или частично;

- ранее жалоба (апелляционная жалоба) подана по тем же основаниям.

Решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части должно быть принято в течение пяти дней с даты получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или частично, о чем в течение трех дней сообщает лицу, подавшему жалобу (п.2 ст.139.3).

Налогоплательщик вправе представить дополнительные документы вместе с жалобой (апелляционной жалобой) (п.5 ст.139.2 НК РФ) или представить их в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) (п.1 ст.140 НК РФ), однако вышестоящий налоговый орган будет рассматривать эти документы только если будет представлено пояснение причин, по которым эти документы было невозможно своевременно представить налоговому органу, решение которого обжалуется (п.4 ст.140 НК РФ).

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть вынесено в течение одного месяца с даты получения жалобы (апелляционной жалобы) (п.6 ст.140 НК РФ). Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п.6 ст.140 НК РФ). Решение по жалобе (апелляционной жалобе) должно быть направлено лицу, подавшему жалобу в течение трех дней с даты принятия решения (п.6 ст.140 НК РФ).

Если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не приято в установленный срок, оно может быть обжаловано в судебном порядке (п.2 ст.138 НК РФ).

Следует также заметить, что жалоба (апелляционная жалоба) рассматривается без участия лица, ее подавшего (п.2 ст.140 НК РФ). Однако в письме ФНС России от 04.07.2013 № СА-4-9/12019@ "О применении положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (п.11) указано это условие не применимо, если в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) было выявлено существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

По жалобе (апелляционной жалобе) может быть вынесено следующее решение (п.3 ст.140 НК РФ):

- оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

- отменить решение налогового органа полностью или в части;

- отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение.

В случае подачи апелляционной жалобы решение о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения вступает в силу в следующем порядке:

- в части не отмененной вышестоящим органом и в необжалованной части – с даты вынесения решения по апелляционной жалобе (п.1 ст.101.2 НК РФ);

- если вышестоящим органом отменено решение нижестоящего органа и принято новое решение – с даты принятия нового решения (п.2 с.101.2 НК РФ);

- если апелляционная жалоба оставлена без рассмотрения – с даты принятия решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы (п.3 ст.101.2 НК РФ).

 

 

15.06.2015

 



[1] Приведено по тексту Концепции, однако в связи утратой силы Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» требование о сохранности первичных документов установлено ст.29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

[2] В рамках статьи не рассматриваются особенности проведения выездных налоговых проверок консолидированных групп налогоплательщиков (ст.89.1 НК РФ), участников регионального инвестиционного проекта (ст.89.2 НК РФ).

[3] Если жалоба подается представителем, к жалобе (апелляционной жалобе) должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия представителя (п.4 ст.139.2 НК РФ)

[4] Данное условие не относится к апелляционной жалобе (п.4 ст.139.3 НК РФ)